Шесть шляп или как посмотреть на свой бизнес с разных сторон.

шесть шляп БоноЕсли посмотреть вокруг, то в основном мы видим и слышим стоны – «Шеф, все пропало!» — клиентов нет, офисы закрыты, бизнес надо сворачивать.
С экранов телевизоров говорят одно, а в реальности многое происходит совсем по-другому.
Как оценить происходящее и выработать тактику – тактику, о стратегии сейчас речь не идет, на ближайшее время?
Для этого нужно взглянуть на происходящее с разных сторон – то, чего обычно никто не делает. И в качестве инструмента для этого можно использовать метод шести шляп Эдварда Боно.

Суть метода очень проста.
Мы рассматриваем предмет или процесс с разных точек зрения. А  в качестве закрепляющего действия мы используем надевание шляп разных цветов, возможно и виртуальных. Каждая шляпа отвечает за свою точку зрения – это помогает сфокусироваться в каждый момент времени только на одном взгляде и отбросить все остальное.
Боно использовал шесть шляп и шесть разных взглядов.
В принципе вы можете использовать свои шляпы и свои взгляды.
Например, для бизнеса очень важны разные взгляды – маркетинга, продаж, производства, финансов, но для начала все равно нужна общая точка зрения. Поэтому начинать лучше с традиционных шести шляп.

Итак, какие это шляпы и для чего они используются?

Первая шляпа – белая. Белая шляпа имеет дело с фактами, данными и информацией. Участник, который надевает эту шляпу, задаётся вопросами на тему того, что ему уже известно, какие данные ему нужны ещё и как их собрать.
Потом мы используем красную шляпу. Красная шляпа относится к чувствам, интуиции, прозрениям, эмоциям. Эта шляпа дает свободу выражения чувств и интуитивных догадок безо всяких ограничений, объяснений и обоснований.
Приходит время черной шляпы – она рассчитана на предоставление критических оценок и опасений. Её функцией является защита от необдуманных поступков, предостережение, от совершения ошибок, и указание на возможные риски. Возможно, она самая полезная изо всех шляп, и к ней прибегают чаще всего.
После чего нужно перейти к оптимизму – надеваем желтую шляпу. Желтая шляпа подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Она концентрируется на логически обоснованных преимуществах, достоинствах, сильных сторонах, применимости, перспективах и выгодах предлагаемой цели, идеи или решения.
А теперь включаем творчество – за это отвечает зеленая шляпа. Здесь внимание обращается не на оценки предложенных ранее решений, а только на их дальнейшее развитие любыми доступными способами. Участники начинает генерировать новые идеи, модифицировать существующие, искать дополнительные альтернативы, исследовать возможности, выдвигать новые гипотезы.
И после всего это приходит время подводить итоги – надеваем синюю шляпу. Синяя шляпа просит обобщить, сделать выводы и принять решение. Она анализирует и стимулирует обсуждение процесса поиска решения.

В каждый момент ведущий должен фиксировать все, что происходит при надевании той или иной шляпы. Если вы делаете это один – то фиксировать придется вам.
В результате у вас появится пять листов с различными взглядами на ситуацию.
И шестая шляпа позволит вам обобщить полученную информацию и наметить планы на ближайшее время.

Хотите провести подобный анализ своего бизнеса с помощью шести шляп разного цвета?
Обращайтесь! – поможем!